|
КантА вы знаете, что Имманиуил Кант был русским? Немецкий метафизик Иммануил Кант (1724–1804) родился в городе Кёнигсберге, который сейчас называется Калининград и находится в России. Учился Кант в родном городе, позже преподавал в нескольких семьях, а с 1755 года посещал лекции по философии и другим предметам в Кёнигсбергском университете. В результате он стал в 1770 году профессором логики и метафизики и получил мировую славу благодаря своим трудам и учениям. Его более ранние работы отражают его изучение Вольфа и Лейбница, за этим следовал период великого развития, кульминация которого ознаменовалась выпуском в 1781 году «Критики чистого разума» (Kritik der reinen Vernunft). Эта работа положила начало так называемому «критическому» периоду – периоду его самых великих работ. Среди них самыми важными являются «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (Prolegomena zu einer jeden kunftigen Metaphysik) 1783 года, «Основы метафизики морали» (Grundlegung zur Metaphysik der Sitten) 1785 года, «Критика практического разума» (Kritik der praktischen Vernunft ) 1788 года и «Критика способности суждения» (Kritik der Urteilskraft ) 1790 года. Его «Религия вне границ разума» (Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft), выпущенная в 1793 году, спровоцировала правительство запретить ему дальнейшие публикации на религиозную тематику. Как говорил сам Кант, прочтение Давида Юма пробудило его от догматического сна и показало ему дорогу философа-критика, чья позиция была сочетанием рационализма Лейбница и Вольфа и скептицизма Юма. Кант определил свое озарение как той же природы, что и революция Коперника в философии. Кант поставил с ног на голову утверждения, что человеческая мысль должна корреспондироваться с реальностью, утверждая, что объективная реальность подстраивается под ум знающего человека. Он настаивал на том, что эмпирические объекты (феномены) лежат вне теоретических объектов (ноуменов или вещей в себе). Феномены могут быть восприняты сознанием благодаря чистым формам ощущений, пространства и времени – отсюда возникают характеристики предметов. Такими категориями являются каузальность и субстанция феномена. То, что могут познать ученые это всего лишь природные явления, закованные в эти категории. Из скептицизма Юма он взял то, что наше поле знания охватывает только феноменальный мир и все попытки познать мир вещей в себе обречены на провал. Размышления на эту тему даны в «Критике чистого разума» под названием «Трансцендентальная диалектика». Здесь Кант иллюстрирует три величайшие проблемы метафизики: Бога, свободу и бессмертие как неразрешимые для ума. Их существование не может быть ни подтверждено, ни подвержено отрицанию на теоретических основах, не говоря уже про научную демонстрацию фактов. Кант говорит о необходимости веры в их существования как элемента философии морали. Этические центры Канта в его категориальных императивах или законах морали выражены так, чтобы стать для человеческой воли универсальным законом. Источник этого закона находится в рациональном существовании, а сам закон, в свою очередь, является условием хорошего характера. Как бы то ни было, поскольку мы живем в двух мирах: чувств и ума, мы обычно не поступаем в соответствии с этим законом, а, наоборот, практически всегда действуем вопреки ему. По этой причине необходима объективность и осознание такого закона не как просто постулатов, а как человеческих обязанностей. В «Критике» практического разума» Кант утверждает, что мораль предусматривает веру в Бога, свободу и бессмертия, потому что без их существования не было бы морали как таковой. В «Критике способности суждения» применяет свой критический метод к эстетическим и теологическим суждениям. Главная цель этой работы – найти мост между мирами чувств и разума, которые резко различаются в своей теоретической и практической философии. Этот мост строится из концепций красоты и целеустремленности, которые бы позволили соединить две реальности. |
НОВОСТИ:
10.06.2010 105-я годовщина со дня рождения Жан-Поля Сартра... 05.06.2010 20 июня – день рождения Жана Бодрийяра... 03.06.2010 155-я годовщина со дня рождения Льва Лопатина... 30.05.2010 130-я годовщина со дня рождения Освальда Шпенглера... 25.05.2010 Философы и журналисты должны наладить более плодотворное сотрудничество... 20.05.2010 418 лет назад инквизиция арестовала Джордано Бруно... 15.05.2010 Первое русскоязычное издание книги еврейского средневекового философа... 10.05.2010 Студенты СГУ посетят лекции швейцарского профессора... 05.05.2010 28 апреля исполнилось 104 года со дня рождения австрийский логика, математика и философа математики Курта Гёделя... 30.04.2010 27 апреля исполнилось 159 лет со дня рождения Мэри Годвин, которая считается одной из основательниц философии феминизма... 25.04.2010 26 апреля философская общественность всего мира вспомнит немецкого философа, основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля.... 21.04.2010 15 апреля 1980 года не стало великого философа, лидера философского течения экзистенциализма Жана-Поля Сартра... 17.04.2010 9 апреля исполнилось 384 года со дня смерти великого философа Френсиса Бэкона. Он родился 22 января 1561 года в Лондоне... 09.04.2010 7 апреля 1785 года на свет появилась трактат Иммануила Канта, который, без преувеличения, произвел настоящую революцию в мире философии... 03.04.2010 Марк Смирнов, шеф-редактор газеты "НГ-Религии", заявил о намерении покинуть свой пост.... 29.03.2010 В последний день марта мировое ученое сообщество будет отмечать 414-ую годовщину со дня рождения великого философа, математика, физика и физиолога Рене Декарта.... powered by |