Фромм

Эрих Фромм (Erich Fromm) родился в Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 года. Он вырос в ортодоксальной еврейской семье, но в раннем возрасте отказался от религиозных догм, когда осознал, что они служат для того, чтобы держать человечество в узде. Его академическая карьера была впечатляющей: он учился в университетах Франкфурта и Мюнхена, а также получил профессора Гейдельбергском университете. Позднее он пошел на психоаналитические тренинги в престижном институте психоанализа в Берлине, находившемся под управлением таких известных фрейдистов как Ганс Захс и Теодор Рейк. После реализации короткой карьеры психоаналитика, он оставил нацистскую Германию в 1934 году и приобрел постоянное место жительства в США. Фромм преподавал в Колумбии, Мичигане и Мексике. В 1962 году он стал профессором психиатрии Нью-йоркского университета.

Фромм написал более двадцати книг. Некоторые из них стали бестселлерами: «Бегство от свободы» (1942); «Человек для себя» (1947); «Психоанализ и религия» (1950); «Забытый язык» (1951); «Здоровое общество» (1955); «Искусство любви» (1956); «Марксистская концепция человека» (1961); «Дзен-буддизм и психоанализ» (1960); «Жизнь и труды Зигмунда Фрейда»(1963); «Сердце человека» (1964); «Социальный характер в мексиканской деревне» (1970); «Революция надежды» (1968); «Кризис психоанализа» (1970) и «Анатомия человеческой деструктивности» (1973).

Искренний и глубокий гуманизм изливается их всех произведений Фромма. Он был в основном сконцентрирован на реальности человеческого существовании полном раскрытии его потенциала. Он доискивался сути человека, значения жизни, природы индивидуального отчуждения в современном технологическом мире. Глубоко уязвленный деструктивным влиянием двух мировых войн Фромм постоянно писал об угрозах технологии и о том, что гонка вооружений не может быть здоровым явлением. Вера в будущее человека и единение человечества – вот основа для его гуманистического видения.

Больше всего на образ мышления Фромма повлияли Фрейд и Маркс. По своей интеллектуальной ориентации он фрейдист, Фромм практиковал в клинике, но позже ушел намного дальше, чем терапевтические принципы Фрейда и стал его самым активным критиком. Вместе с Карен Хорни, Гарри Салливаном и Карлом Юнгом, Фромм считался ревизионистом Фрейда и родоначальником нео-фрейдизма. Он отверг теорию либидо, Эдипов комплекс и инстинкты жизни и смерти как основу постоянства человеческих видов. Вместо этого он настаивал на культурных изменения и влиянии большого отрезка истории, социальных условий и других подобных факторов на характер человека. Концепция бессознательного и динамическая концепция характера считались самыми большими достижениями Фрейда. Заданием аналитической социальной психологии Фромм считал понимание бессознательного человеческого поведения как результата социо-экономической структуры общества на основе базовых человеческих психических порывов. Кроме того, характер индивидуальности имеет корни в структуре либидо общества, как сочетании основных человеческих позывов и социальных сил. В последних своих анализах Фромм отвергал теорию Фрейда как авторитарную, репрессивную, культурно ограниченную, позволяющую индивидуальности обойти конфликт между обществом и личными ценностями, приняв буржуазные нормы.

Марксом же, как раз наоборот, Фром полностью восхищался. Он считал Маркса искренним гуманистом, который искал окончание пределов человеческой отчужденности и полного развития индивидуальности как обязательного предусловия развития общества («Марксистская концепция человека»). Ударение, которое Маркс делает на социологическо-экономической базе общества, как главной определяющей человеческого поведения принята Фроммом и нашла у него свое место. Однако марксимзм необходимо дополнить динамической или критической психологией, которая бы объясняла эволюцию психических сил в контексте взаимодействия человеческих нужд и социально-исторической реальностью, в которой он живет («Кризис психоанализа»). Фромм никогда не отказывался от своих принципов слияния психоанализа и марксизма. Это была его главная работа, которую он писал как член института социальных исследований и франкфуртской школы, посвященной критической теории, т.е. критике репрессивного характера буржуазного общества. Психологическая теория, пишет он, может отразить то, что экономическая основа общества является катализатором общества, а социальный (общественный) характер продуцирует идеологию и соответствующие идеи.



НОВОСТИ:

10.06.2010
105-я годовщина со дня рождения Жан-Поля Сартра...

05.06.2010
20 июня – день рождения Жана Бодрийяра...

03.06.2010
155-я годовщина со дня рождения Льва Лопатина...

30.05.2010
130-я годовщина со дня рождения Освальда Шпенглера...

25.05.2010
Философы и журналисты должны наладить более плодотворное сотрудничество...

20.05.2010
418 лет назад инквизиция арестовала Джордано Бруно...

15.05.2010
Первое русскоязычное издание книги еврейского средневекового философа...

10.05.2010
Студенты СГУ посетят лекции швейцарского профессора...

05.05.2010
28 апреля исполнилось 104 года со дня рождения австрийский логика, математика и философа математики Курта Гёделя...

30.04.2010
27 апреля исполнилось 159 лет со дня рождения Мэри Годвин, которая считается одной из основательниц философии феминизма...

25.04.2010
26 апреля философская общественность всего мира вспомнит немецкого философа, основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля....

21.04.2010
15 апреля 1980 года не стало великого философа, лидера философского течения экзистенциализма Жана-Поля Сартра...

17.04.2010
9 апреля исполнилось 384 года со дня смерти великого философа Френсиса Бэкона. Он родился 22 января 1561 года в Лондоне...

09.04.2010
7 апреля 1785 года на свет появилась трактат Иммануила Канта, который, без преувеличения, произвел настоящую революцию в мире философии...

03.04.2010
Марк Смирнов, шеф-редактор газеты "НГ-Религии", заявил о намерении покинуть свой пост....

29.03.2010
В последний день марта мировое ученое сообщество будет отмечать 414-ую годовщину со дня рождения великого философа, математика, физика и физиолога Рене Декарта....

powered by
www.great-philosopher.ru