|
СпинозаБенедикт (Барух) Спиноза принадлежал к еврейской общине в Испании и Португалии, которая попала под действия инквизиции. Воспитанный в ортодоксальной еврейской традиции, он также изучал латынь и работы Декарта, Гоббса и других писателей того времени. Увлекался он схоластической теологией и философией. Его независимость в суждениях привела к исключению из еврейской общины в 1656 году и с тех пор он сменил еврейскую форму своего имени Барух на латинскую – Бенедикт. До 1660 года Спиноза жил неподалеку от Амстердама, а затем переезжал в Ринсбург, Вурбург и Гаагу. Он оттачивал свое мастерство, но его интересы были направлены скорее на науку, нежели на экономическую необходимость. Со своими потребностями, подкрепляемыми разнообразными грандами, пенсиями и помощью, он жил весьма скромно, проводя большую часть времени в развитии своей философской мысли. И все же, невзирая на свой отшельнический образ жизни, Спиноза стал известен, к нему часто заезжали другие философы, с которыми он переписывался. В1673 году ему предложили профессорское кресло в Гейдельберге, но он предпочел сохранить свое спокойное существование и независимость мыслей. Готтхольд Лессинг, Иоганн Готфрид фон Гердер, Гете – все они оказывали на немецкий идеализм влияние идеалами Спинозы. В течение жизни философа его пантеизм считался богохульством и поэтому многие его работы были выпущены только после смерти Спинозы. Его основные работы включают в себя «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» - 1663 года, «Богословско-политический трактат» - 1670 года – единственный экземпляр его мыслей, напечатанных на бумаге прижизненно и, конечно же, «Этика» оконченная в 1665, но опубликованная в 1677 году. В его «Опера Постума» Входит «политический трактат», «Трактат об улучшении понимания», «Письма» и «Еврейская грамматика». Он начал перевод еврейской Библии и был одним из первых, кто поставил вопросы высокого критицизма по поводу ее текстов. Философия Спинозы дедуктивна, рациональна и монистична. Он разделяет математическое восприятие мира Декарта: вещи имеют смысл, если их рассматривать вместе с общей структурой, истина, такая как геометрия, является одним из первых принципов логики и постижима человеческим умом. Но, если для Декарта тело и ум являются двумя разными субстанциями, то у Спинозы это два разных объекта одной субстанции, которые он называет соответственно Бог и Природа. Рационализм Спинозы, в отличие от дальнейших постулатов идеалистов, не обязывал делать эмпирические исследования. «Адекватные идеи» логически последовательные ассоциации физического опыта. Когда эти идеи смешиваются или противоречат друг другу, то это происходит не потому что они не верны, а потому что неполны или не так относятся к опыту. Этика Спинозы походит на этику Гоббса: человек называет «хорошим» все, что дает ему удовлетворение, вот только оба автора приходят к совершенно разным выводам. Человеческие существа, да и вся природа, движется согласно порыву самосохранения. Этот порыв диктует поиск силы, и в этом смысле сила и благодетель являются одним и тем же. В системе Спинозы сила это знание необходимости. Сильные или благодетельные люди ведут себя таким образом, потому что они понимают, что так должны себя вести, иначе просто не смогут выжить. Быть свободным означает руководствоваться законами собственной природы, которая в рациональной вселенной Спинозы никогда не расходится с законами другой природы. Трудности состоят из обстоятельств, которых мы не заметили из-за того, что наши идеи были спутаны. Другой важной чертой этической системы Спинозы является то, что с его точки зрения интеллект активен. Он устраняет разницу между разумом и волей, что приводит к активному продуцированию идей. Любое мышление это процесс, и любой процесс сопровождается мыслями. Причиной действия является не воля, а идеи. Идеи активны и заставляют нас действовать, отсутствие действия может быть обусловлено отсутствием знания, силы и храбрости. С точки зрения политической философии и Спиноза и Гоббс склоняются к идее социального договора. Существенная разница в точках зрения этих двух мыслителей заключается в понимании цели системы: для Гоббса это удовлетворение как можно большего количества желаний, для Спинозы важно уйти от этих желаний, поняв их. Так как общества, в котором удовлетворены все желания, не существует, то Гоббс делает исключение для репрессий. Общество Спинозы теоретически является возможным и дает гражданам свободу выбора. |
НОВОСТИ:
10.06.2010 105-я годовщина со дня рождения Жан-Поля Сартра... 05.06.2010 20 июня – день рождения Жана Бодрийяра... 03.06.2010 155-я годовщина со дня рождения Льва Лопатина... 30.05.2010 130-я годовщина со дня рождения Освальда Шпенглера... 25.05.2010 Философы и журналисты должны наладить более плодотворное сотрудничество... 20.05.2010 418 лет назад инквизиция арестовала Джордано Бруно... 15.05.2010 Первое русскоязычное издание книги еврейского средневекового философа... 10.05.2010 Студенты СГУ посетят лекции швейцарского профессора... 05.05.2010 28 апреля исполнилось 104 года со дня рождения австрийский логика, математика и философа математики Курта Гёделя... 30.04.2010 27 апреля исполнилось 159 лет со дня рождения Мэри Годвин, которая считается одной из основательниц философии феминизма... 25.04.2010 26 апреля философская общественность всего мира вспомнит немецкого философа, основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля.... 21.04.2010 15 апреля 1980 года не стало великого философа, лидера философского течения экзистенциализма Жана-Поля Сартра... 17.04.2010 9 апреля исполнилось 384 года со дня смерти великого философа Френсиса Бэкона. Он родился 22 января 1561 года в Лондоне... 09.04.2010 7 апреля 1785 года на свет появилась трактат Иммануила Канта, который, без преувеличения, произвел настоящую революцию в мире философии... 03.04.2010 Марк Смирнов, шеф-редактор газеты "НГ-Религии", заявил о намерении покинуть свой пост.... 29.03.2010 В последний день марта мировое ученое сообщество будет отмечать 414-ую годовщину со дня рождения великого философа, математика, физика и физиолога Рене Декарта.... powered by |